Сегодня мы посетили одно из занятий в Школе реабилитации и ухода за инвалидами и пожилыми гражданами, которое проходило на базе комнаты социальной адаптации Куйбышевского отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Самарского округа.
Школа начала свою работу 20 октября 2009 года и совсем недавно здесь отмечали 10-летний юбилей со дня создания.
В настоящее время повсеместно увеличивается доля пожилых граждан и инвалидов среди лиц, страдающих тяжёлыми заболеваниями. Особенности их образа жизни и имеющиеся социально-экономические проблемы выдвигают новые требования к оказанию социальной помощи. Поэтому в рамках реализации региональной составляющей «Старшее поколение» национального проекта «Демография» на территории Самарской области, инициированного Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, функционируют школы реабилитации и ухода за инвалидами и пожилыми людьми.
Сегодня на территории Самарской области организованы 53 «Школы реабилитации и ухода», из них 47 – на базе государственных казенных учреждений «Комплексные центры социального обслуживания населения» и 6 – на базе реабилитационных центров для инвалидов. За 8 месяцев текущего года более 13 тысяч граждан прошли обучение в школах реабилитации и ухода.
Источник фото: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Основные цели школы реабилитации и ухода:
- улучшение качества жизни инвалидов и пожилых граждан;
- создание условий для длительного и независимого проживания данной категории граждан в привычном окружении;
- предотвращение социальной изоляции лиц старшего возраста и инвалидов, сохранение их максимально возможной самостоятельности;
- организация поддержки родственников и иных лиц, осуществляющих уход, расширение возможности для их трудоустройства и обучения.
Услугами Школ реабилитации и ухода могут воспользоваться следующие категории граждан:
— люди с ограниченными возможностями, нуждающиеся в технических средствах реабилитации;
— пожилые граждане, потерявшие способность к самообслуживанию в связи с заболеванием или травмой;
— родственники пожилых граждан и инвалидов, пребывающие в дезадаптивном состоянии;
— социальные работники или волонтеры, то есть те, кому подобные навыки пригодятся в работе.
В школе реабилитации и ухода проводятся лекции, консультации, обучающие семинары, индивидуальные и групповые практические занятия по следующим темам:
— обучение методам контроля за изменением состояния здоровья инвалида или человека старшего возраста, перенесшего тяжелое заболевание;
— обучение формам, методам и навыкам общего и профессионального ухода за ослабленными больными (гигиена при недержании и профилактика пролежней);
— обучение методам и средствами дезинфекции;
— консультации по правильному питанию для лежачих больных;
— использование технических средств реабилитации и их виды;
— социально-психологическая помощь родственникам, которые ухаживают за пожилыми людьми и инвалидами для предотвращения развития у них дезадаптивных расстройств. После занятий улучшается психоэмоциональный фон, как у самих пожилых людей, так и у их родственников;
— консультирование по вопросам адаптации домашнего пространства к потребностям нуждающегося человека;
— ознакомление с инновационными технологиями, применяемых в уходе.
Занятия проходят еженедельно, как на базе Комплексного центра, так и в индивидуальном порядке, на дому. Особой популярностью пользуются практические занятия на базе комнаты социально-бытовой адаптации. В этой комнате есть все основные предметы (более 40 единиц), которые требуются человеку для восстановления функций: ходунки, опорные трости, коляски, приспособления для купания и кормления и т.д. Именно здесь учат правильно использовать все данные приспособления.
Специалист по социальной работе Куйбышевского подразделения ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» София Валеева:
— Мы учим людей пользоваться всеми представленными в комнате социальной адаптации техническими средствами реабилитации и ухода и тому, как правильно работать с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, буквально заново учим его, как нужно правильно садиться и вставать, правильно передвигаться, чтобы избежать травм. Потому что даже такие элементарные функции при тяжелых заболеваниях могут быть утрачены. Мы также обучаем правильному обращению родственников или социальных работников с больным, чтобы максимально облегчить им повседневный уход за ним.